Ангел­­ина Ис­­аева
Назад к списку

Негативная самооценка ребенка


Сформированное негативное отношение ребенка к себе сложно менять, что нередко заставляет родителей ощущать собственное бессилие. Открытые попытки изменить отрицательные представления, как правило, не помогают и вызывают лишь сопротивление.Например, когда ребенок ругает себя, говорит: «Какой же я тупой!», родители восклицают: «Это не правда! Ты очень умный!». И далее начинается спор: ребенок настаивает, родители пытаются переубедить. Приводят разумные аргументы, вспоминают примеры, когда сын или дочь продемонстрировали ум, смекалку, находчивость. Однако чем больше родители стараются, с тем большим сопротивлением сталкиваются.Само по себе такое поведение родителей может быть воспринято ребенком (неосознанно) как послание: «Ты ошибаешься. То, что ты думаешь и чувствуешь – неправильно». Тем самым усиливается его отрицательное самоощущение. 


Только признавая и принимая негативные чувства ребенка, мы можем помочь ему изменить собственный образ себя. Важно безоценочно, внимательно и сочувственно выслушать ребенка. Если он говорит, что бездарно рисует, попросите подробнее рассказать о том, что заставило его так думать. Как правило,через некоторое время ребенок делает паузу в рассказе и говорит: «Пожалуй, на самом деле я не так уж плох в рисовании» или «Ладно, я не очень хорошо рисую, но зато неплохо играю в футбол».

Изменения происходят во внутреннем мире, а не навязываются со стороны. Они возможны, если родитель не отворачивается от переживаний ребенка – от ощущения собственной неидеальности, опустошенности, никчемности, непригодности. Родитель признает право ребенка на разные чувства и помогает исследовать самого себя – собственные ощущения, эмоции, мысли. Именно из этой точки возможно дальнейшее формирование образа собственного Я, познание себя и своей неповторимости. Изнутри, а не на основе чужих оценок.

Отрицательные представления трансформируются постепенно, медленно, а не разом. Большую помощь в этом процессе могут оказать родители - когда они готовы пробовать новое поведение, пересмотреть собственные стили общения с ребенком. 

У психолога и родителей одна задача – развить у ребенка ощущение собственного уникального «Я», помочь ему осознать собственные возможности, уйти от привычного представления о себе, почувствовать удовлетворенность от ощущения быть собой. 

Каждый ребенок – уникален и взаимодействие с ним индивидуально, но есть несколько общих рекомендаций, которые я могу дать родителям:

  • Использовать «Я-высказывания» вместо «Ты-высказываний» («Мне трудно говорить, когда меня прерывают» вместо «Ты можешь меня не перебивать?»);
  • Не давать обобщенные комментария поведению («Ты всегда…»; «Ты никогда…»); 
  • Признавать и принимать эмоции, чувства, мысли и фантазии ребенка, какими бы они ни были; 
  • Предоставлять ребенку возможность выбирать и брать ответственность (в зависимости от возраста она может быть разной); 
  • Помогать ребенку осознавать собственное тело, развивать близость с телом: делать вместе с ним релаксационные, дыхательные и другие упражнения; 
  • Развивать положительное отношение к самому себе и быть примером для ребенка: ценить и беречь себя, защищать собственные границы, действовать в соответствии с собственными интересами; 
  • Предоставлять пространство для экспериментирования и творческого самовыражения. Оценивать не результат, а процесс («Мне нравится, что рисование доставляет тебе удовольствие»); 
  • Транслировать идею о том, что важно уважать и ценить себя. Хорошо испытывать удовлетворение от собственных успехов и достижений, хорошо делать то, что приносит радость.