Назад к списку

Запреты, правила и ограничения


Говорить «нет», ограничивать, просить ребёнка делать то, что не хочется, приходится каждому родителю, но не всегда это получается. В том числе из-за внутренних барьеров, с которыми родителям приходится справляться. Рождение ребенка и тесное взаимодействие с ним актуализирует в родителях собственные детские конфликты и чувства. Запреты и требования «возвращают» к переживаниям из собственного детства. Родители - выросшие дети, которым когда-то что-то запрещали. 


Так, родители, которым редко объясняли причину ограничений, стремятся обосновать каждое «нет». В детстве они могли слышали: «Ты будешь делать так, потому что я так сказал(-а)/потому что я так хочу». Пояснять, с связан тот или иной запрет - хорошая стратегия, но не всегда ребенку это нужно. 

Другим родителям невыносимо видеть, когда их малыш расстроен, опечален, обижен. Они стремятся как можно меньше огорчать детей, заботятся о том, чтобы исполнялись желания, избегают конфликтов. Они идут на попятную, лишь бы снова увидеть ребенка радостным, довольным, спокойным. 

Но ограничения, требования и запреты важны в жизни ребёнка. Порядок и правила поведения делают мир понятным и предсказуемым. Это создает ощущение безопасности, снижает тревогу, повышает уверенность в себе. Нам кажется, что запреты ограничивают свободу ребенка, не дают ему пространства для самовыражения. Но детей, которые не знают запретов, трудно назвать свободными, ведь они зависят от собственных порывов и эмоций. Они живут по принципу немедленного удовлетворения желаний. 

Когда мы выстраиваем границы ребенку, мы учим его ставить границы самому себе. Это умение, необходимое для успешного взаимодействия с другими. В нем заключается понимание, где заканчиваются мои желания и начинаются желания другого. Это способность находить баланс между собственными потребностями и потребностями других. 

Ограничения не устраивают ребёнка. Ведь так или иначе они лишают сиюминутного удовольствия. Поэтому их не должно быть слишком много. Путь в первую очередь они касаются безопасности ребёнка и отношений с другими. Иными словами - не делай то, что опасно для тебя; не делай то, что вредно для других. Все остальное может быть более гибким.