Ангел­­ина Ис­­аева
Назад к списку

6 поводов сменить психолога 


В России не развита культура обращения за психологической помощью, поэтому человеку сложно самостоятельно оценить, насколько профессионально работает психолог. Клиент может не понимать, с чем связано напряжение и ощущение дискомфорта – с темами, которые поднимаются на консультациях и способствуют продвижению работы, или с непрофессиональными действиями консультанта. 

Итак, шесть весомых поводов поставить под сомнение профессионализм психолога: 


1. Он не называет направление, в котором работает 

Каждый психолог вырабатывает индивидуальный стиль, тем не менее он должен работать в определенном подходе, которому обучился – например, в гуманистическом, когнитивно-поведенческом, психоаналитическом. Теоретическое направление определяет цели и методы, ограничения и правила. Работая в том или ином подходе, психолог опирается на знания, а не на «собственное видение», за которым часто скрываются неосознаваемые чувства и эмоции. 

2. Не соблюдает границы времени и пространства 

Консультации должны проводится в заранее назначенное время, в кабинете психолога, а не в кафе, на свежем воздухе или у вас дома. Продолжительность встречи всегда одинакова, как и стоимость консультаций. 

3. Оценивает клиента, его близких и знакомых 

В кабинете человек должен чувствовать доверие и безопасность. Он должен ощущать, что его поведение, мысли, чувства и фантазии не осуждаются. Только тогда он сможет максимально раскрыться и совместно с психологом исследовать собственные переживания и ситуацию. Профессиональный психолог сохраняет нейтралитет и в отношении родственников, друзей и коллег клиента. 

4. Приглашает к личному общению вне консультаций 

Между клиентом и психологом не должно быть никаких иных отношений, кроме профессиональных. Психолог не оказывает другие услуги и не пользуется услугами клиента. Не предлагает помощь в вопросах, которые не связаны с оказанием психологической помощи. Не подвозит после консультаций, не звонит домой и не назначает встречи вне кабинета. Не рассказывает, как у него прошли выходные, и не делает комплименты. 

Если психолог работает с ребенком, он не поддерживает никаких иных отношений с родителями или опекунами, и не обсуждает с ними вопросы, которые не касаются психологической работы с ребенком. 

5. Гарантирует результат 

Согласно этическому кодексу Российского психологического общества, «психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг». 

Исследования подтверждают эффективность психологического консультирования и психотерапии. Тем не менее в каждом отдельном случае нельзя сказать, поможет психолог клиенту или нет. Результат зависит и от профессионализма психолога, и от клиента – от того, насколько он активно включен в работу. Если психолог настаивает на участии клиента в конкретном тренинге, семинаре и т.д., убеждая, что это «обязательно поможет в вашем случае», это показывает скорее его личную заинтересованность, а не истинное положение вещей. 

6. Дает советы и говорит, как следует поступить

Советы способны принести временное облегчение, но одновременно с этим тормозят личностный рост. Когда психолог говорит, что делать клиенту, он берет на себя ответственность за последствия решения. Клиент же лишается возможности научиться делать самостоятельный выбор и теряет веру в себя. Он оказывается в подчиненной, зависимой позиции. 

Профессиональный психолог совместно с клиентом проанализирует варианты решений, но не будет подталкивать ни к одному из них. Исключением являются случаи, когда клиент подвергается физическому насилию со стороны других людей. Здесь консультант может настаивать и отговаривать человека возвращаться в опасную обстановку.