Ангел­­ина Ис­­аева
Назад к списку

Корней Иванович Чуковский. От двух до пяти


«Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник — дворняжка». 

 У Корнея Ивановича Чуковского было одно замечательное увлечение – наблюдать за детским словотворчеством – за тем, как дети овладевают речью, усваивают новые слова и изобретают свои собственные. Сам писатель называл себя полевым наблюдателем и фольклористом-собирателем, а изучение «лепых нелепиц» малышей считал ключом к пониманию закономерностей детского мышления. 

Книга "От двух до пяти» содержит наблюдения и размышления автора о детской речи и детской психологии вообще. Согласно Корнею Чуковскому, дети обладают удивительным чутьем языка. Неосознанно, на основании языковых предпосылок, полученных от взрослых, ребенок воссоздает слова, которые когда-то существовали в народе разных областей России, но которые не были известны ни ему, ни окружающим его людям.


«На моих глазах один трехлетний в Крыму, в Коктебеле, выдумал слово пулять и пулял из своего крошечного ружья с утра до ночи, даже не подозревая о том, что это слово спокон веку существует на Дону, в Воронежской и Ярославской областях. В известной повести Л.Пантелеева «Ленька Пантелеев» ярославская жительница несколько раз говорит: «Так и пуляют, так и пуляют!». 

Впервые книга была опубликована в 1928 году под названием «Маленькие дети» и еще при жизни автора переиздавалась более 20 раз, существенно изменяясь и дополняясь наблюдениями неравнодушных читателей: бабушек, дедушек, мам, пап, воспитателей, учителей и многих других. Они присылали письма со всех частей СССР с историями о детях, их поступках, забавах, играх и разговорах. 

Для меня данная книга была в первую очередь об удивительном мире детства и детской психологии. Корней Чуковский призывает с чуткостью и вниманием относиться к душе ребенка, к его психической жизни. Книга пропитана восхищением и уважением автора к той огромной работе, которую в короткий срок совершает ребенок, чтобы понять, как устроен родной язык и мир вокруг. Вслед за автором ты становишься наблюдателем и начинаешь с любопытством прислушиваться к тому, что говорят дети, к их размышлениям о жизни и смерти, о людях и об отношениях между ними. 

Книга о том, как находить удивительное и интересное в повседневности, если, подобно детям, с вниманием неравнодушного исследователя смотреть на мир, в котором мы живем.