Ангел­­ина Ис­­аева
Назад к списку

Как разговаривать с ребенком о смерти? 


Как сообщить ребенку о заболевании или смерти родственника? Некоторые предпочитают избегать открытого разговора, желая «не травмировать» ребенка. Тем не менее, если ребенок становится свидетелем тяжелого заболевания, смерти родственника или же он сам попадает в больницу, у него возникают вопросы. Если игнорировать и избегать тему смерти, то можно посодействовать развитию фантазий и страхов, которые могут в свою очередь вызвать тревогу или чувство вины. Важно также понимать, что в определенном возрасте дети по-своему воспринимают смерть, так как находятся на разных этапах познавательного и эмоционального развития. 


Врач-психиатр и медицинский психолог Дмитрий Исаев в своей книге «Детская медицинская психология. Психологическая педиат­рия» рассматривает изменение понимания смерти детьми согласно особенностям их развития. 

В течение первых двух лет жизни все важнейшие потребности ребенка удовлетворяются родителями, благодаря чему формируется базовое чувство доверия к миру и ощущение безопасности. Игнорирование потребностей ребенка вызывает переживание тревоги, страха и депрессии. 

У дошкольников преобладает дооперациональное мышление, поэтому еще нет понимания смерти как окончательного прекращения жизни. Дети воспринимают смерть как временную разлуку, длительный отъезд, сон. Смерть - то, что является обратимым. Эгоцентризм и магическое мышление приводят к тому, что дети рассматривают смерть окружающих их людей и животных как непосредственный результат действий ребенка, его желаний или утверждений. Так дети, в порыве сказав кому-нибудь из близких однажды: «Лучше бы ты умер!», думают, что именно этим высказыванием «призвали» смерть. Из-за этого дети могут испытывать сильное чувство вины. 

У младших школьников в возрасте 6 - 10 лет развивается конкретное мышление, постепенно оно начинает быть менее эгоцентричным. В этом возрасте становятся более заметны различия в понимании смерти у детей в зависимости от культуры, религии, особенностей детских психологических защит. Например, некоторые дети персонифицируют смерть, т.е. представляют смерть в образе действующего лица, наделенного человеческими свойствами, сознанием. Дети могут определять смерть как наказание, воспринимают ее как кару за плохие поступки.

Только к 7 и 8 годам дети начинают воспринимать смерть как более реальную и окончательную. Возникает понимание разницы между живым и неживым. Подростки, имеющие отвлеченное мышление, претерпевают существенные, быстрые изменения. Тем не менее, время от времени они могут возвращаться к детским моделям поведения и мышления: эгоцентризму, магическому мышлению, зависимости. 

Подростки уже принимают мысль о собственной смерти. И для того, чтобы справиться с тревогой и страхом, они фактически игнорируют ее, «играют со смертью»: могут принимать участие в опасных, экстремальных развлечениях и экспериментах. Причину смерти видят в повреждении и старении тела, нарушении работы тела и органов и реагируют на нее по-разному: осознают, отвергают, любопытствуют, презирают, отчаиваются. Так как у некоторых подростков сохраняется мысль об обратимости смерти, они рассматривают самоубийство как наказание для близких за их ужасное обращение. 

Также существуют общие рекомендации для разговора о смерти с ребенком: 

1. Выберите спокойное место, где ребенок сможет чувствовать себя безопасно и комфортно. Уделите достаточное количество времени разговору; 

2. Спросите у ребенка, как он представляет, что случилось; что он думает и чувствует по этому поводу. Позвольте ребенку выговориться, выплакаться, поделиться своими эмоциями и переживаниями;

3. Отвечайте честно и просто. Говорите правду, но будьте чуткими и внимательными;

4. Поделитесь с ребенком собственными чувствами, скажите, что вам тоже грустно;

5. Обсудите, что вы можете сделать вместе, чтобы ребенку стало лучше. 

В сериале «Отчаянные домохозяйки» есть замечательный эпизод. Мама предложила сыну покидать банки с вареньем в стену, чтобы отреагировать и выразить гнев, связанный с потерей мужа и отца.Дети учатся тому, как переживать горе, на примере взрослых. Поэтому крайне важно, как сами взрослые проживают потерю, позволяют ли они себе оплакивать умершего. Если взрослые «удерживают» боль утраты, игнорируют и подавляют свои чувства, то и дети, скорее всего, будут скрывать свою печаль, не смогут решиться на то, чтобы задать вопросы и проявить чувства.