Ангел­­ина Ис­­аева
Назад к списку

Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей


Синдром дефицита внимания – неоднозначное заболевание, такие его проявления, как переменчивое настроение, рассеянность, импульсивность можно легко принять за особенности характера или темперамента. Тем не менее, результаты последних исследований демонстрируют, что существует ряд генов, ответственных за развитие синдрома; что процессы, происходящие в мозге человека с диагнозом, отличаются от процессов в головном мозге здорового человека, а само заболевание вносит серьезные трудности в повседневную жизнь человека и его близких. 


В настоящий момент нет общепризнанного определения синдрома дефицита внимания – как правило, при его описании перечисляют характерные симптомы. Основными из них являются: импульсивность, отвлекаемость и повышенная активность. Их также называют «тремя столпами СДВ». 

Синдром дефицита внимания у детей

Дети с СДВ чаще всего попадают к психологу или психиатру из-за успеваемости – уже в младшем школьном возрасте у них возникают проблемы с учебой и поведением. Именно в школе синдром начинает мешать ребенку справляться с задачами, с которыми справляется большинство его сверстников. 

Дети с СДВ непоседливые и активные, легко отвлекаются, им трудно усидеть на месте и следовать заданиям учителя. Они обладают высокими интеллектуальными способностями, но в то же время часто совершают глупые ошибки, особенно в рутинных заданиях. Им сложно учиться на своих ошибках, планировать свое будущее и предсказывать последствия своих действий. 

В России принято говорить об СДВГ (синдроме дефицита внимания и гиперактивности). Однако в США официально выделяют два типа СДВ: с гиперактивностью и без гиперактивности. Не так давно, в результате исследований и клинических наблюдений, ученые пришли к выводу, что человек может иметь полный набор симптомов СДВ, но при этом не быть гиперактивным. 

Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности (чаще девочки) занимают в классе задние парты и большую часть времени как будто «отключаются», пребывают «не здесь». Они смотрят в окно и погружаются в фантазии и размышления. Их внимание переключается с одной мысли на другую, не останавливаясь подолгу на чем-то одном. 

Учителям и родителям кажется, что дети с СДВ могли бы достичь лучших результатов, если бы «больше старались»: взяли бы себя в руки, меньше шалили и отвлекали других ребят. Однако причина синдрома кроется в генах и биологии, а не в сознательном выборе ребенка не стараться. Синдром дефицита внимания – это не результат плохого воспитания или глубочайший недостаток характера. Это не оправдание лени и не проявление темперамента. Это неврологическое заболевание, вызывающее различные трудности с выполнением самых простых действий. 

«Конечно, лишние усилия никогда не повредят, но советовать человеку с СДВ стараться – это примерно тоже самое, что предлагать близорукому присмотреться как следует. В этом нет смысла». 

Эдвард Хэлловелл «Почему я отвлекаюсь»

Синдром дефицита внимания у взрослых 

Ранее считалось, что СДВ корректируется со временем и проходит, когда ребенок вырастает. Но, согласно последним исследованиям, у примерно 50% детей симптомы сохраняются во взрослом возрасте. DSM (руководство по диагностике и статистике психических расстройств) включает в себя описание синдрома у взрослых. В международной классификации болезней (МКБ), которая действует в Европе и в России, такого описания нет. Несмотря на это, 18 европейских стран признают «взрослый СДВ». 

Ученым еще мало известно о проявлениях синдрома во взрослом возрасте. Сейчас эта область знаний имеет много белых пятен и пребывает на этапе своего становления. Тем не менее установлено, что для взрослых СДВ может стать не менее обременительным, чем для детей. 

У взрослых сохраняется та же триада симптомов: импульсивность, отвлекаемость и гиперактивность. 

Они имеют проблемы с самоорганизацией и страдают от хронической прокрастинации. Им трудно доводить начатое до конца и последовательно выполнять одну задачу за другой, особенно рутинные задания, «надлежащие» процедуры (вроде написания служебных записок и отчетов). 

Они импульсивны в общении, словах и действиях – говорят то, что думают, спонтанно меняют планы, решения, карьеру. В целом им свойственна возбужденность, нервозность, тревожность. Им сложно усидеть на месте, расслабиться и переносить скуку. Многие из них находятся в поиске новых, захватывающих стимулов, которые могут сравниться с бурей, бушующей у них внутри. 

Взрослые с СДВ часто чувствуют себя менее продуктивными и влиятельными по сравнению с другими; ощущают, что поставленные цели и задачи не выполняются, а результаты не достигаются. Они страдают от резких перепадов настроения, депрессии и в целом негативного отношения к себе, что является следствием трудностей и проблем, с которыми они вынуждены были справляться, начиная еще с детских лет.  

На протяжении всей жизни люди с синдромом дефицита внимания борются с несправедливыми оценками. Им невыносимо осознавать, что они не способны к действиям, которые у них на глазах совершают другие. Значимые взрослые – учителя и родители – говорили им, что они должны быть более собранными, внимательными, послушными. Со временем сам человек начинает верить в то, что он ленивый, глупый и мало старается. У него формируется низкая самооценка и развивается депрессия, что часто называют вторичными симптомами СДВ. 

Поэтому большое значение имеет своевременная постановка диагноза. Родителям важно принять, что в том, что у ребенка синдром, нет ничьей вины. Многочисленные научные исследования демонстрируют, что развитие СДВ не зависит от воспитания и семейной обстановки (что не значит, что ребенок не нуждается в особом подходе). 

Знание о том, что возникающие трудности – это влияние синдрома, генетики и биологии, а не свойство характера, способно помочь освободиться от груза вины и начать строить свою жизнь в соответствии с особенностями своей нервной системы. Правильная и своевременная помощь помогают человеку положить конец бесплодной борьбе с самим собой и сформировать устойчивое чувство собственного «я».

Литературные источники

  1. Lange K.W., Reichl S., Lange K.M., Tucha L., Tucha O. The history of attention deficit hyperactivity disorder // Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. 2010. № 2(4). P. 241-55.
  2. Kooij S.J., Bejerot S., Blackwell A., et al. European consensus statement on diagnosis and treatment of adult ADHD: The European Network Adult ADHD //BMC Psychiatry. 2010. 10:67
  3. Варламова Д., Зайниев А. С ума сойти. Путеводитель по психическим расстройствам для жителей большого города. М.: Альпина Паблишер, 2016. 328 с.
  4. Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 368 с.